Прогимназия «Эврика» - образовательное учреждение полного дня, реализующее государственный стандарт дошкольного, начального общего, дополнительного образования и комплекс социализирующих и оздоровительных функций, оказывающее многопрофильные образовательные услуги, интегрирующие познания, досуг в интересах развития личности, помогающее адаптировать школьника к социальной действительности.
Сведения об учащихся
Начальная школа: 7 классов-комплектов – 140 учащихся (из них мальчиков – 69, девочек – 71); дошкольное звено: 12 групп – 209 детей (из них мальчиков – 104; девочек – 105).
Социальная структура семей обучающихся:
Количество многодетных семей – 8;
Количество малообеспеченных семей – 21;
Количество неполных семей – 29;
Семьи с родителями и детьми-инвалидами – 2
Кадровый состав педагогов:
Общее количество педагогов – 64;
Образовательный уровень: высшее образование – 47%;
среднее специальное образование – 53%;
Профессиональный уровень: высшая категория – 5%;
I категория – 34%;
II категория – 27%;
без категории – 34%;
Материально-техническое оснащение:
Здания и помещения прогимназии «Эврика» оборудованы и оснащены в соответствии с гигиеническими нормативами. Каждый класс, группа, лестничные марши, холлы, залы эстетично оформлены. Для этого использованы элементы народных промыслов, декоративно-прикладного искусства.
Функционирует физкультурный зал, оснащённый необходимым стандартным и нестандартным оборудованием, спортивные площадки, хоккейная коробка, стадион, беговая дорожка по пересечённой местности длиной в 3 км по периметру территории школы, кабинет БОС (биологической обратной связи), кабинеты психологической разгрузки и М. Монтессори. Хореографические залы оборудованы станками и зеркальными стёклами. Имеются два медпункта, физиокабинет и медицинское оборудование.
В прогимназии работает библиотека:
-
фонд - 5168 книг,
-
в том числе справочников и дополнительной литературы по предметам школьной программы – 734 книги,
-
энциклопедий – 137,
-
художественной литературы – 3584 книги,
-
электронных документов – 37, 26
-
подписных изданий, справочников и дополнительной литературы по предметам школьной программы – 804.
Библиотекарь Фирстова Т.В. не только организует работу с детей с детской литературой, но и регулярно проводит библиотечные уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Образовательная политика
Основной целью, определяющей дальнейшую стратегию инновационного развития прогимназии «Эврика» является:
-
обновление образовательных стандартов, включающих требования к условиям реализации образовательных программ и к результатам их освоения;
-
взаимодействие с организациями социальной сферы.
Задачи:
- В режиме функционирования:
Создание общей среды для развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых детей.
- В режиме развития:
Реализация IV этапа экспериментальной работы по теме «Интегрированные и здоровьесберегающие педагогические технологии в формировании позитивного мировосприятия дошкольников и младших школьников» и Программы развития «Будущее рождается сегодня»:
-
обобщение и распространение инновационного опыта, совершенствование научно – методической работы;
-
организация педагогического взаимодействия педагога и воспитанника в учебно - воспитательном процессе с учётом гендерных особенностей детей (модуль «Гендерный подход»);
-
осуществление комплекса мер по воспитанию здорового образа жизни, охране здоровья детей и педагогов и переходе к индивидуальному мониторингу здоровья ребёнка.
Воспитание нравственных ориентиров, касающихся межличностных взаимодействий, уважительного отношения к семье и любви к Родине посредством реализации проектов:
-
гимназические классы «Дочери России»;
-
школьно-дошкольная дружина «Юные пожарные»;
-
кадетские классы МЧС «Юный спасатель».
Образовательный процесс
Состав администрации:
Директор: Вахтель Анна Григорьевна
Заместитель директора по УВР: Швецова Вера Михайловна
Заместитель директора по воспитательной работе: Мешавкина Наталья Николаевна
Научный руководитель по экспериментальной работе: Шишлянникова Нина Петровна
Педагоги-психологи: Волошина Надежда Кузьминична, Демченко Елена Львовна
Социальный педагог: Казанцева Татьяна Александровна
Главный бухгалтер: Меньшикова Татьяна Владимировна
Заместитель директора по АХЧ: Ивашкина Людмила Анатольевна
Завхоз: Махольд Людмила Сергеевна
Режим работы:
В школе – односменный учебно-воспитательный процесс осуществляется с 8 до 18 часов. Продолжительность уроков в 1 классе составляет 35 мин., во 2-4 классах – 40 минут.
В детском саду - 7.00 – 19.00.
Во второй половине дня работают группы продлённого дня, наполняемость которых составляет 100%. Это говорит о том, что все учащиеся нуждаются в данной образовательной услуге. Образовательное учреждение выполняет заказ родителей в обеспечении детей полноценным трёхразовым горячим питанием, чередованием учебной деятельности и отдыха, индивидуальными занятиями с учащимися с учётом их способностей, а также возможностью организовать занятия детей по интересам.
В связи с этим прогимназия предоставляет учащимся следующие дополнительные (бесплатные) услуги.
Занятия в кружках дают возможность учащимся организовать досуг по интересам, раскрыть свои индивидуальные способности, проявить себя в разных видах деятельности.
В первый класс начальной школы принимаются дети, чьи родители решили продолжить обучение и воспитание детей в раздельных либо в смешанных классах. В 2009-2010 учебном году было организованно обучение двух первых классов с параллельно-раздельным обучением.
В кадетском классе реализуется кадетский компонент, направленный на расширение знаний по истории кадетства, заветов и традиций, символов и ритуалов. В связи с этим внесены изменения в распорядок дня. Ежедневно проводится утренний осмотр, построение и развод по занятиям, дежурный докладывает о готовности класса к уроку.
Параллельно с кадетским классом существует гимназический класс, где обучаются девочки. Система работы направлена на женский вариант воспитания и обучения.
Готовность ребёнка к усвоению программы определяется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии об уровне физического и психологического развития ребёнка. Дети учатся в режиме пятидневной недели.
Дошкольное звено
Обучение ведётся по Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией А.М. Васильевой). Коррекционно-логопедическая работа строится по программе «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-6 летнего возраста с общим недоразвитием речи (авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).
Начальная школа
В начальной школе функционировало 7 классов. Обучение школьников осуществлялось в рамках образовательных программ: «Школа 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева) и «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова).
В 1-х, 2-х и 3-х классах обучение ведётся раздельно по кадетскому и гимназическому направлениям. Учёт различий между мальчиками и девочками позволяет педагогам более эффективно использовать их особенности в обучении и в свою очередь повысить качество обученности.
Учебная деятельность в 1-4 классах проводилась в соответствие с тематическим планированием. Материал был изучен в полном объеме.
Итоговые контрольные работы показали качество усвоенного материала.
Проверка техники чтения в конце года показала, что темп чтения у большинства учащихся растет. Этому способствуют и читательские минутки в классе, и уроки внеклассного чтения, работа по развитию звуковой культуры речи, занятия скорочтением, ведение дневников по чтению и др. работа. Необходимо отметить, что в 4 классе на уроках литературного чтения большой упор делался на глубокий анализ прочитанных тексов.
Впервые в 2007 – 2008 учебном году сформированы кадетский и гимназический классы. Третий раз проведён набор в кадетские и гимназические классы.
В 1 классе «А» обучались две подгруппы детей: девочки – гимназистки, мальчики – кадеты. Создание кадетских классов в ОУ является сегодня одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Кадеты – это романтика и ответственность, любовь к Родине и вера в идеалы. Кадетские классы в общеобразовательных учреждениях – это эффективная форма организации обучения и воспитания мальчиков в тесном единстве семьи, школы и общества. И эта форма успешно реализуется в нашем образовательном учреждении.
В классах, где обучаются мальчики, утро начинается с разминки, проводимой офицером-воспитателем. Три раза в неделю проходят занятия по строевой подготовке. Кадеты познают азы стрельбы из пневматического оружия. Регулярно проводится изучение «Азбуки кадета». Кадетский компонент изучался под руководством офицера-воспитателя подполковника запаса Никитенко В.П.
Наблюдается положительная динамика состояния психоэмоциональной составляющей здоровья учащихся 1-х классов.
Опытно-экспериментальная работа
МОУ прогимназия «Эврика» имеет статус республиканской экспериментальной площадки ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Тема экспериментальной работы: «Интегрированные и здоровьесберегающие педагогические технологии в формировании позитивного мировосприятия дошкольников и младших школьников» (2002 – 2010 гг.)
С первых дней был создан координационный научно-аналитический центр «Поиск» под руководством учителя начальных классов О.И. Минеевой. Центр обеспечивал оперативность и гибкость организации и проведения методической работы внутри образовательного учреждения, направлял деятельность творческих групп-лабораторий на выработку общих стратегических задач в создании школы-лаборатории. На ежемесячных заседаниях руководителей творческих групп-лабораторий корректировались планы текущей деятельности, рассматривались вопросы накопления и обобщения опыта работы учителей и воспитателей, внедрения его в практику педагогического коллектива. Результатом деятельности «Поиска», стало создание сплочённого коллектива единомышленников, способного, с одной стороны, к сохранению традиций прогимназии, а, с другой, к поиску и использованию в воспитательно-образовательном процессе новых образовательных технологий.
В рамках опытно-экспериментальной деятельности работали творческие группы-лаборатории «Здоровьесбережение» (руководитель Демченко Е.Л.), «Сюжетное обучение» (руководители Гребенькова Н.А., Черномазова Е.А.), «Интеграция» (руководитель Казанцева Т.А.).
За период проведения опытно-экспериментальной работы в начальной школе по направлению «интеграция» разработаны следующие курсы:
-
«Путешествие в волшебную страну звуков и букв» (Т.А.Казанцева, О.И.Минеева)
-
«Живое слово» (О.И. Минеева)
-
«Живая математика» (Е.А.Черномазова)
-
«Родник» (Т.И. Калинина);
-
«Миролюбие» (Т.А. Казанцева);
-
«Музыка в произведениях К.Паустовского» (И.А. Ростовцева).
Ежегодно проводится интегрально-деятельностная диагностика в классах. На протяжении четырёх лет наблюдается рост учебных, мотивационных, творческих и лидерских характеристик.
Воспитательная работа
Цель воспитательной работы на 2009-2010 учебный год: формирование здорового образа жизни; укрепление и развитие физического, психического, социального здоровья детей; воспитание и развитие детей в духе гражданственности, патриотизма и высокой нравственности; формирование сознательного и ответственного отношения к вопросу личной и общественной безопасности.
Задачи, решаемые в соответствии с целью:
-
формировать правосознание и воспитывать гражданскую позицию;
-
формировать у учащихся потребность к саморазвитию, формированию морально-волевых качеств;
-
воспитывать у обучаемых чувство прекрасного, развивать их творческие и художественные возможности, формировать эстетические идеалы;
-
развивать общественную активность учащихся, воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, уважение к боевым и трудовым традициям старшего поколения;
-
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Воспитательные приоритеты:
В соответствии с целями и задачами приоритетными направлениями являлись: гражданско-патриотическое, здоровьесберегающее, интеллектуальное, эстетическое воспитание, профилактика правонарушений, работа с семьей, сотрудничество с ОГПРС №3 ПЧ-8 МЧС г. Саяногорска.
Все эти направления нашли отражение, как в общешкольном плане воспитательной работы, так и в планах классных руководителей.
Реализовывались они в течение учебного года через различные формы работы в соответствии с авторской программой «Страна детства».
Сформировались традиции школы: праздник День знаний, «Посвящение в кадеты и гимназистки», спортивно-оздоровительные мероприятия: школьный турслет, осенний кросс с участием педагогов, велокросс, школьная спартакиада.
В этом учебном году продолжилась сотрудничество с работниками национального парка «Шушенский бор». В школе были проведены 2 экологические акции «Помогите птицам зимой», «мастерская Деда Мороза», учащиеся изготавливали игрушки и украшения на 2 новогодние ёлки.
Были подведены итоги акций и активные участники (72 чел.) награждены грамотами. Важным этапом в воспитании является подведение итогов, анализ проводимых мероприятий. С этой целью в школе создано детское самоуправление - ШП (школьный Парламент).
Каждый класс заполняет ДДД (дневник добрых дел), зарабатывая «Эври» (денежное вознаграждение). Подведение итогов велось еженедельно.
По итогам за первое полугодие 2009-10 учебного года стали кадеты 3 «Б» класса, за второе полугодие - гимназистки 1 «А» класса (кл. рук. Мальцева О. М..). На итоговых линейках классы – победители были награждены грамотами и ценными подарками.
Успешные дела школы и классов отражались на страницах школьной газеты «Эврика» (выпускалась 1 раз в четверть). Газета содержательная, красочная.
На протяжении учебного года классные коллективы принимали участие в общешкольных мероприятиях, в основе которых была технология КТД.
|